МЫШЛЕНИЕ
Уровень мышления повышается из века в век; глубина мышления остаётся неизменной на века.
Два способа мышления скольжение и проторение.
Идеальное мышление объёмно — в нём глубина сосуществует с широтой. Но, к сожалению, гораздо чаще наблюдается не синергизм, а антагонизм — либо широта за счёт глубины либо глубина за счёт широты.
Одни, не постигая глубины явления, расплываются по поверхности, другие, глубоко, но узко мысля, не в силах охватить проблему в целом (колодезное мышление).
Три типа жизнедеятельности человека: равновесие фаз мышления и действия; доминирование мышления, тормозящее действие; доминирование действия, тормозящее мышление.
Часто люди мыслят на коротком замыкании — gesagt-getan.
Аксессуарное мышление — удел глупца.
Прецедент — насущный хлеб мышления прагматика.
Беспрецедентность — камень преткновения решений.
Мышление в своем онтогенезе проходит контурный, чёрно-белый этап. Поэтому дети так любят сказки.
Интуиция — аморфное мышление — это либо автономный процесс в подсознании, либо первая стадия — предтеча кристаллизации мысли.
Интуиция — это в какой-то степени прозрение.
В мышлении мужчины чаще на переднем плане — логика, на заднем — интуиция, у женщины — наоборот.
Мыслить в разных измерениях — это дальше, чем разговаривать на разных языках.
Нередко люди мыслят сложными инстинктами, которые в привычной обстановке имитируют мышление.
Ищи единомышленников не во взглядах на жизнь, а в соизмеримости мышления.
Соизмеримость мышления — залог взаимопонимания и предпосылка взаимосогласия.
И у умных бывают заскоки — внезапное выпадение понимания элементарного, по сути, провалы в мышлении.
Глубина мышления невозможна без творческого восприятия родного языка.
Говорить можно на многих языках, но мыслят обычно на одном — родном.
Возврат к устаревшим словам — стремление вернуть былую выразительность родному языку, пленённому сухим рационализмом.
Новые термины обогащают язык лишь тогда, когда они выражают новые понятия. В противном случае они обедняют его. К примеру, старая терминология — Сущность непознаваема — не хуже новейшего выражения — Имманентность трансцендентна.
Во многих словах время стирает прямой смысл, но сохраняет — переносный.
Орфография — закон языка, а синтаксис — лишь правила со многими исключениями в интерпретации авторов.
Молчание в контексте диалога — то же слово, но сказано оно не вслух, а про себя.
Молчание многолико. Оно бывает лёгким и приятным в любви, когда слова излишни, и тяжким, словно камень — в горе; молчат в момент неловкости, в минуту торжества, в час расставания, когда не в силах говорить.
Можно сомневаться в уместности сказанного, но молчание уместно всегда.
Единственное средство не проговориться молчание.
Легче человека переговорить, чем перемолчать.
Есть люди, обладающие талантом анализа, но малоспособные к синтезу. Исторический пример — великий аналитик Мишель Монтень.
Немыслящий обычно твёрже мыслящего мышлению всегда сопутствуют сомнения.
Немыслящий — не сомневается.
Чем больше широта мышления, тем больше почвы для сомнений.
В сомнениях рождается истина
но может быть в них и утоплена.
Негоже игнорировать сомнения, но надо их держать в узде.
Сомнения — признак не столько слабого характера, сколько сильного ума.
Каждый мыслит на своём уровне, и каждый считает свой уровень мышления высоким.
Порой мышление напоминает ткань, сплетённую из нитей разума и глупости.
Плохо, когда не видят неба; не лучше, когда теряют почву под ногами.
Ум — глубина мышления, рассудок — трезвость мышления. (Иное толкование у древних мудрецов — рассудок, согласно Пифагору, значительно выше ума.)
Часто рассуждают резво, но не трезво.
Трезвость мышления свойственна скорее не таланту, а посредственности.
Способность мыслить — ещё не равнозначна умению формулировать свои мысли.
Способность генерировать мысли — наука; умение формулировать мысли — это уже искусство.
Важно сказать новое, но не менее важно сформулировать общеизвестное.
Традиция — антагонист мышления. Мышление зашоривается традициями.
И разумные люди совершают нелепости в угоду традициям.
Измена традициям — источник прогресса.
В традиции — сила и в традиции — слабость, в зависимости от ситуации.
Первый шаг на пути к мышлению — вдумчивость. Вдумчивость — это индуктор мышления.
Мышление способного человека отличается от мышления посредственного только количественно, а талантливого — качественно. У талантливого особое видение, особое восприятие окружающего.
Способный — это быстромыслящий, а талантливый — инакомыслящий. Отсюда любовь посредственности к первому — своему, понятному, и нелюбовь ко второму — чужому, непонятному. В этом корни интеллектуальной дискриминации.
Непонимание стимул для охаивания.
Самая большая вина, которую не прощают человеку, — непохожесть на других.
Ежели между талантом и способностями есть чёткое различие, то между талантом и гениальностью различие не имеет чётких ориентиров.
В среде посредственностей способность к мышлению равна преступлению.
Мыслитель в глазах посредственности — гадкий утёнок. Как часто гадкий утёнок становится лебедем лишь после того, как споёт свою лебединую песню.
Когда в мир марионеток попадает мыслящий, марионетки превращаются в пираний.
Всё яркое — гасится, всё тусклое — красится.
Тех, кто жаждет дерзать, люди любят терзать.
Человек, который нравится всем, посредственность.
Способные люди производят большее впечатление, чем талантливые.
Способности обычно разносторонни; талант бывает чаще однобоким.
Способности могут быть большими или небольшими; талант либо есть, либо его нет.
Талант, в отличие от способностей, уникален; его невозможно измерить, а, следовательно, сравнить. Талант — есть понятие существительное без прилагательного.
Между талантами различие не количественное, а только качественное.
Талант всегда преклоняется аеред талантом, потому что каждый талант — sui generis.
Преклонение перед талантом иногда обретает парадоксальную форму — коллеги дистанцируются, осознавая на его фоне своё несоответствие. Первый импульс — восторг, последующая реакция — отчуждение. Это согласуется с наблюдениями Олдаса Хаксли: Есть люди, которые, не успев восхититься, уже испытывают ненависть к предмету своего восхищения.
Талантливому человеку сложное кажется простым, а простого он подчас не понимает.
Способности — крылья, талант — тяжкая ноша, гениальность — груз, который под силу только титану.
Способности — это счастье для человека, талант — это нередко горе.
Талант от Бога, реализация таланта — от человека.
Талант — это блесна, на которую можно выловить в море случайностей золотую рыбку — закономерность.
Талант — это крест, которому поклоняются, это крест, на котором распинают.
Талант — хрупкий продукт. Его следует выпускать в упаковке пробойности. К сожалению, упаковка выпускается куда чаще, чем сам продукт, и к тому же его имитирует.
Талант сочетается с пробойностью так же редко, как ум с добротой.
Надо стать хозяином своего таланта и его рабом — осознать талант и подчиниться ему.
Только став рабом своего таланта, можно полностью реализоваться.
Неуважение к своему таланту, пренебрежение им — тяжкое преступление перед Богом и людьми.
Талант — ещё не значит успех; успех — ещё не значит талант.
Законы жанра, как и законы жизни, дано преступать лишь таланту.
Когда талант садится не в свои сани, он становится тенью таланта.
Талант имеет возраст; для гениальности возраста нет.
В молодости расцветает музыкальный талант, в зрелые годы — литературный, в старости — афористический.
Талант без настроенности — вещь в себе.
Талант без терпения — половина таланта.
Выращивать таланты — значит не выпалывать их.
Может быть не только талант созидания, но и талант восприятия.
Талант восприятия обычно сочетается с талантом созидания, но изредка бывает изолированным.
Талант чаще остается невостребованным — клубок жизни разматывается по проторенной тропе.
Всех одарённых-обездоленных не вспомнить и не перечесть.
За рубежом встречают орифламмами, а дома не считают за людей.
Крылья — этого мало. Требуется ещё лётная погода.
В России рождается больше талантов, чем где-либо, и больше погибает.
Одни — поднялись на гребне таланта, другие — на гребне моды.
Одни — канули в вечность, другие — остались навечно.
Ежели на небосводе творчества засияли сразу две большие звезды, то каждая из них не кажется бледнее. Только малые звёзды затмевают друг друга.
Общество ценит, как правило, больше таланты физические, чем умственные, по крайней мере в материальном аспекте.
Гениальность — это революционность в творчестве.
Гений, скроенный по мерке большинства, икона; настоящий гений — одиозная фигура.