") // -->

«Лаконичная мысль» - коллекция афоризмов


<< Предыдущий автор        На главную страницу        Следующий автор >>

(180 kb) 

Избранное

 

   Жизнь

 

  Человек

 

  Общество…

 

  История…

 

  Мудрость…

 

  Любовь…

 

  Афоризмы о…
 

(179 kb) 

Ежи Лец

 

  По частям.

(95 kb) 

К.Мелихан

 

  По частям.

(65 kb) 

„Пшекруй“

 

  По частям.

(87 kb) 

М.Генин

 

  По частям.

(123 kb) 

О.Уайльд

 

  По частям.

(82 kb) 

Б.Крутиер

 

  По частям.

(145 kb) 

Г.Малкин

(71 kb) 

  Хотелось бы…

 

  Подруги…

(76 kb) 

  Камешки…

 

  По частям.

 

А.Фюрстенберг

(59 kb) 

В.Георгиев

 

  По частям.

 

А.Ратнер

 

С.Скотников

 

Ю.Базылев

(78 kb) 

А.Давидович

 

  По частям.

 

А.Самойленко

 

Б.Трушкин

 

А.РАС

 

Г.Лауб

(85 kb) 

В.Колечицкий

 

  По частям.

 

Т.Клейман

 

В.Туровский

(140 kb) 

И.Шевелёв

 

  По частям.

 

В.Коняхин

 

Л.Леонидов

(51 kb) 

А.Гришанков

 

  По частям.

 

В.Семёнов

 

Л.Крайнов-Рытов

 

Н.Богословский

 

Б.Андреев

(84 kb) 

В.Борисов

 

  По частям.

 

В. Хочинский

(83 kb) 

Али Апшерони

 

В.Сумбатов

 

Б.Замятин

 

Дон-Аминандо

 

Д.Гвилава

 

В.Голобородько

 

В.Домиль

 

Д.Рудый

 

И.Иванюк

 

М.Мамчич

 

М.Туровский

 

Е.Тарасов
 
Другие коллекции:

 

Наилучшие!

 

Интересные

 

Классики

 

Авторские

 

Мерфелогия

(>150kb) 

Все

 

По 10 штук

 

Новые

АЛИ  АПШЕРОНИ


О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ

Житейские истины переживаются, а не преподаются. Жизнь нужно жить. Осторожность и мудрость — плоды многократного горького опыта. Тот, кто прожил на свете достаточно долго, может здраво судить о различных вещах и использовать нажитый опыт в обычных житейских делах, ведь умение сделать единственно правильный шаг напрямую зависит от опыта, здравого смысла и мудрости сердца.

Люди обычно поступают соответственно своей житейской зрелости, ну а она приходит к человеку постепенно. Знание жизни складывается из множества крупиц накопленного опыта, это итог и синтез прожитого и осмысленного. Арену жизни невозможно пересечь без ран, ибо она полна превратностей, а потому дорога к зрелости обычно пролегает сквозь ошибки и страдания, которые они влекут. Растеряв в бурных водах житейского моря иллюзии детства и юности, человек принимает решение жить руководствуясь только умом, здравым смыслом и собственным опытом. В сочетании с волей, способной заставить его исполнять каждодневно такое решение, это и есть искусство жить.

Скольких бед преисполнена жизнь человеческая! Потому-то наша участь легкой не бывает. Жизнь прекрасна, но все же трагична. Даже в самой счастливой судьбе вы увидите много печальных событий.

Как много необдуманных поступков надо совершить, чтобы понять, сколь многое зависит в нашей жизни от благоразумия!

Все люди поначалу учатся на собственных ошибках, ибо до первых крупных неудач болезненное самолюбие не позволяет нам учиться на чужих.

Легче всего судить о тех вещах, которые знакомы нам по собственному опыту.

Если сегодня у тебя все в жизни хорошо, помни о том, что, несмотря на это, завтра все внезапно может обернуться плохо.

Нужно всегда во всем держаться середины, не забывая все же оглянуться на края.

Все имеет обратную сторону. Даже она сама.

Люди, прошедшие большую жизненную школу, не станут утверждать, что полностью познали жизнь.

Продираясь сквозь тернии жизни, человек накапливает не только опыт, но и предрассудки.

Чем больше знаешь жизнь, тем все яснее видишь, как важно обладать умением не поддаваться первому порыву чувств, а трезво взвешивать все обстоятельства, чтобы не придавать случившемуся большего значения, чем оно заслуживает.

Да, человек действительно умеет приспосабливаться к разным обстоятельствам. И это хорошо, поскольку многие из них нисколько не подвластны нашей воле. Жизнь часто ограничивает выбор человека, а обстоятельства влияют на его воззрения, поэтому-то, вслед за переменами, серьезно изменяющими нашу жизнь, обычно вскоре изменяемся и мы.

Жизнь навсегда останется непревзойденной школой для людей. Оглянитесь на пройденный путь, присмотритесь к нему и увидите, что в нем всегда было достаточно событий и вещей, необходимых вам для понимания жизненных проблем. Как важно пользоваться этим своевременно! Посему, изучайте свой жизненный путь, сколь бы он ни был мал, и чаще обращайтесь к собственному опыту, особенно к печальному.

В человеческой жизни бывают такие проблемы, решить которые можно лишь не обращая на них никакого внимания.

Плохие ожидания сбываются гораздо чаще, чем хорошие, поэтому отталкивайте от себя беду и неприятности.

Чтобы жить долго, надо быть мудрым. Главная мудрость в деле жизни это знать, что она — чрезвычайно серьёзное дело и не считать себя счастливым исключением из общечеловеческого правила.

Не огорчайтесь тем, что оставляете потомству небольшое состояние. Главное — научите их искусству жить. Это поможет вашим детям избежать ошибок, на исправление которых требуются годы, и восторжествовать над всеми прочими превратностями жизни.

Знающий жизнь не держит на людей обид.

Всё, что желаемо, придет к тому, кто может терпеливо ждать, когда для этого необходимо ожидание, и быстро действовать, когда наступит время энергичных действий.

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Основа человеческого бытия — познание окружающего мира, без которого невозможна осмысленная и содержательная жизнь. Стремясь к постижению внутренней сути вещей, а также их взаимосвязи в мироздании, человек обретает свое бытие. Только таким путем он может выполнить свое предназначение — быть человеком в полном смысле слова. Для того и дана ему жизнь.

Счастлив тот, кто с толком прожил свой век, успев исполнить все, что собирался сделать доброго, хорошего, полезного себе и окружающим.

Как бы ни был далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина, объясняющая, почему он живет именно так, а не иначе.

Я измеряю ценность жизни не количеством прожитых лет, ибо вокруг полно людей, которые живут, не зная жизни, без понимания обязанностей и предназначения человека, за всю свою сознательную жизнь не совершивших ничего достойного. Измеряю достигнутой степенью духовно-нравственного и научно-интеллектуального развития, количеством полезных, добрых дел, а также тем, сколь важным и весомым оказался этот труд для общества.

Люди, живущие под колпаком суетной, мелочной жизни легко находят оправдание своей душевной лени, чтобы и впредь вести бесцельное существование. Они бегут по жизни, как по замкнутому кругу, неизвестно куда и зачем, тратят множество времени на достижение целей, ничтожных перед ее широтой, а подлинная жизнь, насыщенная интересным содержанием, проходит мимо них.

Человек должен жить, стремясь найти достойный смысл жизни. А в ней нет более возвышенной задачи, чем стремление к истине, где от малого можно и нужно дойти до великого.

Есть утверждение, гласящее, что: „Человек есть то, что он ест“. Оно неправильно, ибо на самом деле человек есть то, для чего он живет. Жить надо вовсе не во имя обретения богатства, власти и могущества или иной, тому подобной ерунды, а ради счастья полнокровного, осмысленного бытия, стремясь к сокровищницам разума, глубоких чувств и ярких впечатлений.

Смысл жизни в том, что человек сумел достичь, понять и испытать хорошего, а также в том, что ценного он смог оставить для других после себя. Вот потому-то счастлив тот, кто с толком прожил век, успев исполнить всё, что собирался сделать доброго, полезного себе и окружающим. В этом сущность и смысл человеческой жизни.

Смысл бытия не может заключаться в том, что не зависит от усилий человека, а ниспослано ему как данность.

О МУДРОСТИ

Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости.

Мудр тот, кто овладел искусством размышления, познал себя и научился обращению с людьми, но отвергает звание мудреца и не лезет к другим с назиданиями, ведь глупее непрошеной мудрости нет ничего.

Мудрость часто влечет за собой одиночество. Мудрецу хорошо одному, в своем собственном обществе, наедине со своими помыслами, однако истинный мудрец не отворачивается от людей, вращаясь в самой гуще жизни, хоть его счастье и заключено в покое.

Люди, не внявшие предупреждению Экклесиаста, не вправе сетовать на то, что их никто не удосужился оповестить о горькой стороне познания окружающего мира. Ничего не поделаешь, это единственный путь для всех ищущих мудрости.

Истинная мудрость говорит понятными словами, без каких-то туманных двусмысленностей, однако нужно помнить, что ее родной язык — молчание, поскольку это лучший из ответов мудреца на большинство вопросов, задаваемых людьми.

Убога мудрость в шутовском наряде. Еще хуже трусливая мудрость.

Все люди знают что-то, но никто — всего.

Макиавелли в „Государе“ пишет, будто бы мудрость в том и состоит, „чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо“. Я думаю, что мудрость — нечто большее, нежели обыкновенный выбор меньшего из зол. Это способность обернуть любое зло во благо и победить его, используя таящуюся в недрах злобной силы слабость.

Обретение мудрости — сложный процесс, поэтому на свете существует множество определений мудрости. Возможно, столько же, сколько ее искателей, поскольку каждый видит жизнь иначе, чем другие.

Мудрецы очень любят детей. Во многом потому, что они не умеют пока еще так беззастенчиво лгать и легко притворяться, как то способны делать их родители.

Умный может понять мудреца, а глупец все равно не поймет. Потому-то мудрец разговаривать с глупым обязан как с равным себе. Не из жалости или сочувствия, а из почтения к разуму, ибо иной глупец и мудрого научит.

Мудрыми не рождаются. Мудрость нельзя ни дать, ни взять, поэтому ученики не смогут перенять всю мудрость своего наставника, даже если они повторяют за ним каждый шаг. Мудрость приходит к нам со временем, через страдания, переживания и тщательное осмысление прожитого.

Мудрый всегда в пути, даже когда находится в покое. Самые длительные путешествия он совершает не переступив порога собственного дома.

На свете существует множество вещей, слишком простых, чтобы их можно было объяснить.

Мудрый обычно окружён непониманием, проистекающим из ограниченности большинства людей. Видящий далеко и предостерегающий других о приближающейся буре, он всегда был досадной помехой живущим сегодняшним днём. Тем, кто в ней уцелеет, ничто пережитое впрок не пойдёт. Завтра всё повторится сначала, поскольку так было всегда.

Живущему при всём желании не сравниться по авторитету с умершими мудрецами, но те охотно уступили бы ему такое преимущество, имей они возможность поменяться с соискателем местами.

Многие мудрецы не в состоянии распорядиться своей мудростью как должно, — с пользой для человечества и для самих себя. В результате она увядает и гибнет без всякого прока. Высшая степень человеческой премудрости заключена в том правильном подходе к разуму, когда ничто написанное или сказанное мудрым не потеряно, ибо служит основой для всякого прочного мнения умных людей.

Мудрецы уважают друг друга и могут заочно общаться сквозь завесы пространства и времени.

Если кто-нибудь спросит меня о моём понимании мудрости, то я скажу: мудрость имеет множество различных выражений. Помимо прочего, она — умение предвидеть непредвиденное и потому должна учитывать даже невероятное.

Обретший мудрость, не страшится бедности и не гордится благосостоянием, ибо он без богатства богат и без бедности скромен.

Быть мудрецом, по сути, означает быть обыкновенным человеком.

Мудрые люди не нуждаются в шутах, в том числе и коронованных.

Разумным людям афоризмы мудрых часто заменяют валидол. Настоящая мудрость всегда успокоит достойных.

Мудрые люди питают друг друга глубокими мыслями и пробуждают к жизни новых мудрецов.

Мудрость, неприменимая в реальной жизни, подобна дереву, не приносящему плодов. Слово мудрого мудро настолько, насколько велико число людей, которым эта мудрость помогла бы изменить их жизнь к лучшему, последуй они этому совету.

Всякая философия может претендовать на значимость для общества, однако истинный философ только тот, кто был на деле мудр и написал свои труды на человеческом, то есть понятном всем нормальным людям языке.

Мудрые люди более других нуждаются в покое и потому, как правило, живут уединённо, не стремясь к расширению круга знакомств.

Чтобы жить, руководствуясь мудростью, надо быть мудрым. Чтобы стать таковым, человек должен дать себе труд укрепить и возвысить свой разум, смирить свои страсти, изучить опыт жизни других мудрецов и избегать того, что может вывести его из равновесия.

ОБ УМЕ И ГЛУПОСТИ

Умный не говорит и половины из того, что знает, глупый не ведает и половины из того, что говорит.

Разум — самый надежный инструмент познания. Как раз поэтому Всевышний наделил нас разумом. Кроме того, разум дарован нам в противовес эмоциям и поднимает нас над нашими страстями.

Кто умен — тот не станет хвалиться умом. Постесняется тех, кто умнее его самого.

Чем человек глупей — тем чаще подменяет главное второстепенным.

Должен сказать, что глупости хватает даже в очень умном человеке, но и глупец время от времени способен совершать весьма разумные поступки.

У глупого на лбу большими буквами написано и всякий раз непроизвольно с языка срывается все то, что он так тщательно таит в самом себе от посторонних.

В мире людей порой, чтобы мудро поступить, придется поневоле притвориться глупым человеком, однако тот, кто слишком злоупотребляет этим способом, сам рано или поздно правращается в глупца. Все дело в том, что это легкий путь решения проблем, а без сложной работы со временем ум, потускнев, увядает.

Глупость вдвойне опасней при избытке хитрости.

Глупость, в которую поверило сто миллионов человек, от этого не станет непреложной истиной. Это всё та же глупость, только обманувшая сто миллионов человек, которые живут, не утруждая своего ума.

В процессе своего развития разум однажды достигает стадии, когда дальнейший взлёт без параллельного духовно-нравственного роста невозможен.

Чтение умных книг — главное средство для развития разума.

Глупый быстрее умного находит объяснение любым явлениям, ибо судит о них с точки зрения собственной самодостаточности.

Уйми эмоции, чтобы позволить успокоенному разуму принять самое лучшее решение из всех возможных.

Лишь люди с сильной волей и высоким разумом способны выстоять против стихийных импульсов толпы, подстрекаемой авантюристами и мракобесами. Только обходится им это чрезвычайно дорого.

Ум невозможно заменить деньгами. Деньги несложно заработать с помощью ума.

Когда дерутся глупые, умный не должен вмешиваться, — это бесполезно. Он лишь обязан сделать всё возможное, чтобы от этого не пострадали слабые, больные и невинные.

Избытка умных мыслей, как и недостатка глупых, не бывает.

Здравый смысл ничем не заменишь.

У большинства людей доводы сердца невозможно опровергнуть доводами разума.

Восхождение людей к вершинам разума обычно начинается с их возмущения собственным невежеством.

Способность быть критичным, не впадая в крайность, это одно из качеств зрелого ума.

Люди, готовые ради материальной выгоды „умно“ обосновать заведомую глупость, напоминают мне островитян из прошлого, глупо менявших драгоценности на безделушки.

Если всю чушь, которую нагородили люди, собрать в одном участке солнечной системы, то у светила может появиться сильный конкурент.

Степень кривляния обратно пропорциональна зрелости ума.

Сложность многих вещей в понимании их простоты.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ХАРАКТЕРАХ

Люди меняются в струящемся потоке времени. В каждую пору своей жизни, как и на всякий новый уровень сознания, любой из нас всегда вступает новичком.

Как важно научиться прежде видеть в людях их неоспоримые достоинства, а уж потом сопутствующие им недостатки.

Поступки говорят о человеке лучше, чем его слова, ибо дела всегда звучали громче и красноречивее всяких слов, а последних всегда будет несколько больше, чем следует.

Люди легко находят оправдания собственным поступкам и в то же время возмущаются аналогичными действиям других.

Что может быть глупее самолюбования, особенно в преддверии каких-либо серьезных испытаний?

Среди огромного количества людей вряд ли найдется человек, способный вырваться за рамки человеческой натуры.

Сколько бы ты не видел в жизни зла, нельзя терять доброжелательности к людям.

Самые сложные, замысловатые поступки человека довольно часто объясняются вполне банальными причинами.

Гнев — лишь один из способов ответить на опасность и далеко не лучший. Постарайтесь смутить наглеца, если он провоцирует вас на конфликт.

Люди не могут ждать! Им подавай немедленный, кратчайший путь к успеху, но торопливостью нельзя достигнуть ничего хорошего, поэтому терпение всегда было большим достоинством.

Задним числом все видят то, чего не понимали прежде. Даже тогда, когда от этого зависела их собственная жизнь.

Человек может быть только тем, кто он есть. Каждый достойный человек — живая драгоценность.

Случается, что человек так сильно занят поиском пороков у других, что не имеет времени заметить собственные недостатки. Такой готов усматривать обман в любых поступках и словах другого человека, ибо судит о нем по себе. Это очень убогая мерка.

Морально-нравственная сторона есть в каждом человеческом поступке.

Неумение жить в настоящем — большая помеха для будущего.

Излишняя самонадеянность не признак интеллекта, а прямое следствие незрелости характера.

У всякого из нас имеются иллюзии, которые он не хотел бы разрушать.

Небрежность в одежде — отражение беспорядка в душе.

Люди, по своей лени не добившиеся в жизни ничего серьезного, объясняют успехи других успокоительными для себя причинами.

К хорошему мы привыкаем быстро, а к плохому — долго.

Сколь бы удачно ни сложилась жизнь, люди, как правило, хотят чего-то большего, а их сознание всегда подчеркивает разницу между уже достигнутым и все еще желаемым.

Люди не любят, когда им противоречат и лишь немногие воспринимают возражения спокойно.

Самолюбие это настолько ранимая вещь, что нанести ему укол можно десятком тысяч самых разных способов.

Обычно люди неосознанно преображаются под действием меняющихся жизненных условий, однако мудрый человек меняет себя сам, по мере осознания такой необходимости.

Самое легкое занятие на свете для людей — находить для себя оправдания. Самое трудное — найти такие оправдания другим, когда их действия противоречат нашим личным интересам.

Каким бы сильным или черствым не был человек, в его жизни бывают периоды, когда и он становится легко ранимым, словно малое дитя.

В мире людей порой, чтобы сделать шаг вперёд, придётся сделать несколько шагов назад.

Людям обыкновенно свойственно преувеличивать значение всего хорошего, что они сделали другим, и принижать значение того, что было сделано для них другими.

Всякому человеку хочется порой прильнуть к кому-то очень дорогому, близкому и мудрому, чтобы его утешили и приласкали, гладя по головке, дали почувствовать себя любимым, маленьким и беззащитным. Это зов из далёкого детства, проникший во взрослую жизнь.

Каждый из нас когда-то в своей жизни пробовал втихомолку черпать воду решетом, полагая себя исключением, но потом оставлял это нудное дело, ибо конечный результат, конечно, оставался прежний.

Чаще всего наши привычки зависят от мировоззрения, определяющего образ жизни. Потому-то, отринув недавнее мировоззрение, человек возвращается к старым привычкам или усваивает новые, если он обретает новый взгляд на мир.

У тех людей, чьё настроение зависит от погоды, и погода нередко зависит от их настроения.

Поступить справедливо по собственной воле труднее всего, когда это невыгодно.

Люди нередко поступают вопреки благоразумию просто из жажды новизны.

Людям свойственно верить тому, что им больше по вкусу и сомневаться в том, что им не нравится, хотя бы это и было очевидной истиной.

Ясно, что человеческая память избирательна. Она, как правило, гораздо лучше помнит то хорошее, что было сделано её хозяином по отношению к другим и много хуже те благодеяния, которые были оказаны ему другими. Забывать то, что помнить невыгодно, свойственно многим из нас.

Люди рвутся туда, куда их не пускают, и не желают покидать места, откуда их спроваживают.

В худшую сторону люди меняются легко, а в лучшую — с трудом, да и то, если с ними случается что-нибудь, что побуждает их честно взглянуть на себя и своё поведение.

Ничто так не влияет на поступки человека, как глубина его ума и высота морального барьера.

О РЕЛИГИИ

Кем бы мы ни были в мире людей и каких бы высот ни достигли, перед Аллахом мы всегда ничто и никакое из деяний человеческих не в состоянии изменить такого положения вещей.

Что сталось бы с людьми, лишись они благоволения Аллаха! Давным-давно исчезли бы они с лица Земли!

Благодаря величию и милости Всевышнего Аллаха, никто и никогда не сможет отобрать у нас того, что нам действительно принадлежит.

Для мусульманина не может быть награды более высокой, нежели милость Всемогущего Аллаха и уважение его единоверцев.

Мы часто произносим верные слова: „На все воля Аллаха!“, однако редко думаем над их глубоким содержанием. Смысл этих слов гораздо глубже, чем обычно кажется, а потому необходимо больше размышлять об этом, чтобы не приписывать Творцу (Он выше верхнего предела высоты!) мерзость чудовищных людских поступков. В деяниях Всевышнего Аллаха все разумно и все направлено ко благу человечества!

Как много умников вещают всяческую чушь от имени возвышенной религии Аллаха и искажают благородное учение Ислама своими за уши притянутыми толкованиями!

Все окружающее нас пронизано причинно-следственной зависимостью, первопричиной же всего является Аллах и его мудрые законы. Никому из людей не дано изменить непреложный порядок вещей, если то не угодно Аллаху.

В благочестивых размышлениях и поисках разумного совета нам нужно чаще обращаться к замечательным хадисам благородного Посланника Аллаха. Его слова исполнены самой глубокой мудрости и все, что следовало бы сказать, им было сказано в доступной пониманию любого человека форме.

Аллах всегда идет навстречу тем, кто ищет истину.

Все на свете меняется, кроме Аллаха, и у всего, что существует в сотворенной Им Вселенной, есть время для начала и конца. Лишь Всевышний Аллах безначален и Он же один бесконечен. Наш Господь существует вне рамок пространства и времени, — это прекрасно! В непостижимости Всевышнего мы видим только нашу слабость и Его величие!

В мире людей сосуществуют самые разнообразные религии, но на свете не может быть столько „богов“, сколько здесь существует религий. Пора понять, что Бог у всех людей один, как бы они его по-разному ни называли.

Религия в наиполнейшей мере отвечает человеческой природе и потому находит твердую основу в человеческой душе. Это высокий нравственный закон, ориентированный на развитие глубоких чувств, возвышающих душу, смягчающих нравы людей. Искренняя набожность это мерило праведности, человечности и доброты. Она приносит внутреннее равновесие и помогает нам стряхнуть с души тяжелые заботы. Прикасаясь к религии сердцем и разумом, мы становимся лучше и чище, ибо глубокая и искренняя вера в Бога есть ядро всего доброго в нас.

Ничто не просветляет человеческую душу так, как это делает высокая духовность. Человек без неё чем-то схож с недостроенным зданием. Самый короткий путь для осознания того, что происходит вокруг нас, и понимания того, что истинно, что ложно, а также избавления от тех причин, которые приводят нас к страданиям, лежит через высокую духовность.

Я думаю, что если бы религиозные лидеры нашей планеты собрались бы однажды за круглым столом и без слов посмотрели друг другу в глаза, то во взглядах других прочитали бы сходные чувства и мысли.

Вера — источник знания, а подлинное знание укрепляет веру человека в Бога.

Я убеждён, что главная опасность для Ислама — это безбожники и лицемеры с именем Аллаха на устах. Прикидываясь набожными и прикрывая ложь красивыми словами, оптом и в розницу торгующие верой, они толкают мусульманскую общину к катастрофе. Умма должна очиститься от этих лицемеров. Это важно для пользы и чести Исламской религии.

Человек, получивший опору в религии, не может быть злобным и подлым. Верующий с перекошенным от злобы ликом это нонсенс. Если религия у человека не на первом месте, значит на последнем, ибо без доброты и справедливости искренней набожности просто не бывает.

Вера — неиссякаемый источник мужества и стойкости людей, а бездуховность и отчаяние — источник импульсов к самоубийству.

В пору мучительных проблем мы просим Бога сжалиться над нами, умоляя Его ниспослать облегчение нашего бремени, однако вскорости приписываем это собственным заслугам. В том-то и заключается неблагодарность человека перед Богом.

Мир исполнен божественной славы, а мы барахтаемся в повседневной суете, оскорбляя Аллаха порочным житьём, но ведь большей ошибки нельзя и представить! Если б мы только помнили о разлагающем влиянии духовной бедности, преодолели суетность мышления, что чрезвычайно важно именно сейчас, когда все сферы человеческой активности остро нуждаются в духовном обновлении!

Люди, наивно полагающие, что, подвесив под стеклом автомобиля чётки для намаза, или же что-нибудь другое в этом роде, они сумеют избежать дорожных происшествий, заслуживают только жалости и сожаления. Милость Аллаха достигается иным путём. Самое странное, что многие из них об этом знают.

О ВЛАСТИ И ПОЛИТИКЕ

Самая лучшая политика — быть честным со своим народом, ведь правда, проступающая сквозь туман времен, в конце концов разоблачает всех, украшенных фальшивой позолотой, сводя на нет огромные усилия, затраченные ими на обман людей при жизни.

Если на человека опустить какой-то многотонный груз, то он его, вне всякого сомнения, раздавит. Так и в политике: тот, кто пытается что-либо в одиночку изменить там, где необходимо самое активное участие большого множества людей, понявших важность и необходимость этих перемен, тот рано или поздно будет вынужден признать свое бессилие и пережить болезненное разочарование.

Правители, чьи уши не выносят правды, усерднее всего пекутся о самих себе.

Державам, призывающим другие государства к демократии, чрезвычайно трудно убедить народы этих стран в своем чистосердечии, если они готовы отступиться от нее в обмен на те или иные привилегии или навязывают свое мнение другим несправедливыми, насильственными способами.

В политике часто случается так, что хорошие, честные люди никак не решаются сделать что-либо действительно необходимое, в то время как плохие непременно пользуются этим.

Нечистыми руками чистые дела не делаются. От рук в политике зависит слишком многое.

Великий человек, поставивший себя превыше человеческого, много теряет в собственном величии, в то время как другой, не охмелевший от сознания своего величия и не утративший при этом человеческого облика, со временем достигнет еще более значимого положения.

Никто не может долго противостоять реальности.

Власть, сколь бы ни была сильна, вовсе не означает всемогущества, чем часто кажется со стороны, поскольку обладающие ею не всеведущи и не всесильны.

Я нахожу, что тяжесть власти над людьми столь велика, что непременно производит изменения в умах и душах тех, кто ею обладает. В конце концов, власть либо возвышает правящего человека, либо, напротив, сталкивает в бездну деградации, причем последнее случается намного чаще первого.

Общеизвестно выражение, гласящее: „Любой народ заслуживает то правительство, которое имеет“. Оно цинично и безнравственно, ибо противоречит высшей справедливости. Чаще всего им пользуются грязные политиканы для оправдания своих неблаговидных дел, которые творят в утеху алчности и властолюбию, глумясь над истиной и предавая тех, кто дал себе увлечься их слащавым красноречием.

Любой правитель рано или поздно становится заложником созданной им системы государственного управления.

Совесть правителя, сосредоточенная на действительном благополучии народа, это ни что иное, как высокоразвитая совесть.

Политический гений не тот, кто способен свои устремления обращать в пресловутую „волю народа“, заставляя последний уверовать в то, что она такова, а только тот, кто удовлетворяет свои властные амбиции не предавая интересов и доверия избравшего его народа.

Нельзя вверять бразды правления тому, кто хочет власти только ради власти, поскольку власть сильней всего притягивает худших из людей.

Тот, кто навязывает людям собственное понимание вещей, тот неизбежно принимает на себя ответственность за их дальнейшую судьбу.

Почему многие аристократы так болезненно реагируют, если их неверно титулуют? Да потому, что титул — самое большое жизненное достижение этих сиятельных персон. Истинно благородна только добродетель! Аристократ заслуживает уважения только лишь тогда, когда помимо титула он обладает множеством высоких человеческих достоинств и умножает славу родового имени полезными для общества делами.

В демократической стране партии существуют для действительной борьбы за власть. В авторитарной — для прикрытия бесправия народа.

Рейтинги популярности — лишь отражение конъюнктурных ожиданий тех, кто их составил. Вот почему я никогда не доверял подобным „рейтингам“.

Воистину, авторитарные правители — несчастнейшие из людей. Вместо друзей они имеют лишь угодливых льстецов, и в своё время будут обливаться грязью нынешними подхалимами.

Глупость правителей — чрезвычайно дорогая вещь, ведь за неё всегда приходится втридорога платить.

Простых людей легче всего держать в повиновении обещанием светлого будущего и восхвалением славного прошлого, — это обычно отвлекает их от дум о жалком настоящем. Наивность, разобщённость и пассивность миллионов тружеников — верные союзники авторитарного правителя.

Здания покоятся на фундаментах, а государства — на порядочных, достойных и трудолюбивых людях.

О толковом правителе можно услышать, что он хорошо, мол, кормил свой народ. Это чушь, ибо власть никогда не кормила народ, а, напротив, народ своим тяжким трудом содержал сам себя и своих ненасытных правителей, большинство из которых во все времена были просто тиранами и дармоедами. Так что он, управляя страной, не „кормил свой народ“, — просто он обирал его меньше других.

Непонимание простых людей прочнее каменной стены и потому за ним скрывают множество крайне невыгодных для них вещей.

Я убеждён, что было бы ошибкой думать, будто ООН — собрание наиболее достойных представителей земной цивилизации. Это вполне бюрократическое учреждение, пронизанное паутиной политических интриг и потому довольно часто поступающее по двойным стандартам.

Власти обычно принижаются, когда их возвышают незаслуженно.

Королям и правителям тоже приходится молча сносить унижения, ибо они всего лишь люди, как и остальные.

Только порядочные люди добровольно расстаются с властью.

Чем глупее король, — тем длиннее кортеж. Чем наивней правитель, — тем больше охраны его окружает.

Кто знает, что такое власть, тот ведает и то, что это яд, который часто губит правящего, и от которого есть лишь одно противоядие — мораль и внутренний самоконтроль.

Благо тому народу, у которого законно избранный правитель служит примером справедливого правления, со всей ответственностью пользуется властью для общественнного блага, зная, что власть — это не столько право, сколько долг правителя перед самим Всевышним, не отдаляется от нравственного восприятия мира, искренне смотрит на народ, как на своих детей, не считая его своей собственностью и не умаляет надменностью величие свои деяний.

„Идея не несёт ответственности за тех, кто в неё верит“, — высказался Маркс. Это верно. Ответственность на том, кто первым выдвинул подобную идею, а также тех, кто подхватил её и ввёл тем самым в заблуждение множество доверчивых людей.

Кто считает себя всемогущим, пусть взглянет на горы, в их грозном величии, и попробует выровнять горный массив.

Жизнеспособность всякой государственной идеологии зависит от того, насколько принципы, лежащие в её основе, совместимы с человеческой природой.

Порядочные люди — вечные противники политиков.

ПАТРИОТИЗМ

Каждый должен любить свою землю, сколь бы скудной она ни была.

Никто не вправе почитать себя за человека, приносящего общественную пользу, если не делает что-либо для своих сограждан бескорыстно.

Патриотизм — это такое отношение к собственной стране, когда её судьба важнее вашей собственной судьбы. Оно не требует произнесения громких слов и принесения высоких клятв, но без него всё прочее — лишь разговоры о патриотизме.

О СВОБОДЕ И РАБСТВЕ

Рабство — позорное клеймо на теле человечества, которое оно несет уже на протяжении нескольких тысячелетий. Люди обязаны немедленно избавиться от этого клейма и повсеместно утвердить неотчуждаемое право человека на свободу и достоинство.

Для меня неприемлемо быть ни в числе угнетателей, ни угнетаемых, ибо считаю это равно недостойным, а потому мне одинаково противны как рабовладельцы, так и их покорные рабы.

Решительное самоосуждение рабов — большая радость для рабовладельцев, ибо их сила заключается в готовности рабов повиноваться. На планете нет более жалких существ, нежели люди, навсегда смирившиеся с рабством. Кто решил стать свободным и начал бороться за лучшую жизнь, тот уже перестал быть рабом, ибо не скованная страхом мысль — чрезвычайно мощное орудие свободы.

Я ненавижу деспотизм, питаю отвращение ко всяким формам тирании, а также ко всему, что служит возвышению владык посредством унижения подданных.

Кто сеет угнетение, тот пожинает ненависть. Народ, порабощающий другой народ, выковывает свои собственные цепи.

Неисчислимые страдания людей, в разные времена познавших ужас рабства, обязывают всякого порядочного человека, родившегося и живущего свободным, бороться против этого позорного явления в любых его возможных проявлениях и формах.

Всякий из нас рождается свободным. Рабом же человек становится потом, обнаружив себя под чугунной пятой тирании и с этим покорно смирившись. Свобода есть ни что иное, как естественное состояние души и от свободной воли каждого зависит сделать всё возможное, чтобы вернуться к ней, отстояв своё право иметь все права.

О МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ

То, что приличествует человеку, приличествует и нации. То, что приличествует нации, как нельзя более приличествует человеку.

В каждом народе есть свои герои и их противоположности. Поэтому судить о том или ином народе нужно по подвигам и наилучшим качествам характеров его героев, а не по степени морального падения его отребья.

Каждый народ имеет право чтить своих героев и самому решать свою судьбу, а свободный народ, вместе с тем, признает это право за всеми другими народами.

Сколько на свете наций — столько и традиций. Национальные и религиозные чувства — самые тонкие струны человеческой души и потому бренчать на них недопустимо. Уважение к языку, культуре и религии других народов — наипервейшее условие согласия в любом многонациональном обществе.

До чего же смешон человек, утверждающий, будто бы всё человечество произошло от нации, к которой он принадлежит, а под историей планеты понимающий лишь описание подвигов родного племени!

Содействовать взаимопониманию между людьми разных национальностей — долг каждого цивилизованного человека, ведь не от нас зависит где и кем родиться.

Всякая нация имеет данное от Бога право на сохранение своего этнокультурного своеобразия.

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Равенство всех людей в их человеческом достоинстве — это начало справедливости, но в жизни равенство не достигается одними лишь благими пожеланиями. Для этого нужны горячее стремление к нему, энергия и мужество, чтобы преодолеть все то, что преграждает путь к действительному равенству людей.

Бесправие и угнетение людей обычно процветают там, где большинство из них молчит и терпеливо сносит унижения, боясь за собственную безопасность, вместо того, чтобы сообща отстаивать свое достоинство, а значит счастье и свободу будущих поколений.

Если кто без зазрения совести грабит людей, пользуясь правом сильного, более ловкого или же изворотливого, то пусть потом не удивляется и не вопит о справедливости, когда Всевышний в наказание лишит его всего. Лишь до поры, до времени он может тешить себя добрыми надеждами.

Все люди на планете ратуют за справедливость, однако многие хотят ее лишь для самих себя и напрочь забывают про нее, едва дело коснется других. Такие люди не хотят понять чужую боль или признать чужую правоту, если это касается их интересов, однако сильно возмущаются, когда приходится столкнуться с тем же отношением к себе со стороны других.

Есть люди, для которых вырывать друг у друга кусок изо рта занятие намного более приемлемое, чем потрудиться и вырастить собственный хлеб.

Не уважаю тех, кто борются с несправедливостью только тогда, когда она касается их личных интересов.

Каждый труд должен быть справедливо оплачен, в противном случае он превращается в эксплуатацию.

Лишь тот, у кого нет действительных заслуг перед народом, настаивает на предоставлении ему каких-либо особых привилегий.

Быть справедливыми в момент принятия конкретного решения и совершения конкретного поступка много важнее, нежели быть справедливыми впоследствии и, так сказать, вообще.

Вы хотите поведать о том, сколько зла и обид причинили вам несправедливые люди? Хорошо, но сначала поведайте мне, сколько несправедливостей вы причинили другим. Только честно, иначе открытой беседы у нас не получится!

Есть множество людей, готовых примириться с любой несправедливостью, которую они причинили другим.

Я ни за что не назову порядочным такого человека, который подменяет справедливость целесообразностью.

Сколь многим людям на земле в наследство доставались только нищета и унижения, — неиссякаемый источник политических и социальных бурь! Пусть мы не можем сделать всех людей богатыми, но человечеству вполне по силам сделать всех зажиточными, освободив от бремени нужды. Как этого добиться? Очень просто! Приучите себя к справедливости, как в больших, так и в малых делах, ведь она — величайшая из добродетелей! Пусть богачи научатся приумножать своё богатство, не залезая в тощие карманы бедняков. Там, где людей несправедливо унижают, где сам закон становится предметом торга, где человек, трудящийся не покладая рук, не зарабатывает столько, чтобы прокормить семью, — там, рано или поздно, вспыхивает бунт, смерчем сметая всех, не разбирая правых и неправых. Не дожидайтесь этого! Будьте друзьями справедливости! Будьте такими не из страха, а по зову совести, и человечество придёт к благополучию для всех!

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Как же много пустых и ничтожных идей занимает людей! Сколько глупых обычаев и церемоний изо дня в день выполняется ими и как много при этом от них ускользает действительно важного, нужного, необходимого!

Познания и размышления со временем поднимут человека на такую высоту, откуда он ясно увидит безумие мира людей, а потрясение, которое испытывает человек, осмыслив это ужасающее зрелище, пронзает его душу всякий раз, едва он возвратится мыслью к этому вопросу.

Люди обычно демонстрируют понятливость и интерес во всем, затрагивающем область их своекорыстных интересов, однако, в большинстве своем, ведут себя обратным образом, когда дело касается общего блага.

Люди, как правило, меняются под действием того общественного строя, при котором живут.

У людей существует привычный набор добродетелей, однако каждая устойчивая группа: национальная, религиозная, корпоративная или какая-то иная, обычно добавляет к этому набору свои собственные добродетели.

У людей наиболее дорого ценится то, что стоит больше денег и затраченных усилий, но подобные блага, прежде казавшиеся чрезвычайно важными, со временем утрачивают все свое значение.

Как непросто найти беспристрастное мнение в мире людей! Тем, кто им нравится, они легко прощают все просчеты и находят оправдания порокам. Тем же, кто им не нравится, люди отказывают даже в тех заслугах и достоинствах, которыми те несомненно обладают.

В мире людей есть целый ряд психологических феноменов, как коллективного, так и индивидуального характера, которые легко понять, но чрезвычайно трудно объяснить. Они-то и лежат в основе многих наших бед.

Весь уклад нашей нынешней жизни свидетельствует, что выбор у человечества невелик: либо светлый путь духовно-нравственного самосовершенствования, либо мрак культурной и моральной деградации.

Мир не стоит на месте, двигаясь вперёд, однако значимые перемены происходят в нём настолько медленно, что человеку не хватает жизни для того, чтобы увидеть следующий этап в процессе исторического становления человечества. Быстро здесь можно изменить лишь самого себя и в своё время это понимает каждый, кто пытался что-то сделать в этом направлении.

Какой бы несусветной чушью ни являлось чьё-то ложное учение, оно найдёт себе среди людей определённое число доверчивых последователей.

Люди повсюду по большому счету одинаковы. Разница лишь в нюансах мотивации их безответственных поступков.

Все наиболее значимые перемены в жизни человечества обычно происходят без большой сенсации.

Мнения людские столь разнообразны, а взгляды многих столь изменчивы, что чем громче о чём-то сегодня кричат, тем быстрее потом забывают об этом.

Люди всегда разъединяются на основании множества надуманных отличий, сколь бы они при этом ни были похожи друг на друга.

В каждом сообществе людей есть свой гадюшник. Львиная доля бед и неприятностей сообщества исходит именно оттуда.

Как хорошо тому, чья жизнь избавлена от глупых церемоний и пустых формальностей, крадущих время и несущих человеку лишь ненужные заботы.

Непостижимое разнообразие форм, которые способна принимать материя, лучше всего заметно на сравнении восхитительных и омерзительных людей.

Бытие человечества в целом слагается из повседневных поступков отдельных людей.

Люди, умные задним числом, вкупе с крепкими задним умом, составляют ту часть человечества, которая потом всегда всё знала наперёд.

Реже всего мираж встречается в пустыне.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Я видел в жизни много зла, но и оно не изменило моего отношения к добру.

Хорошим, добрым человеком нужно быть, а не казаться.

Кто любит причинять другому боль, не ведает, сколь много удовлетворения приносит человеку ощущение душевного тепла, переживаемое в тот момент, когда он дарит людям искреннюю радость.

Сколько зла причинил человек человеку! Сколько зла он еще причинит! Каждый злодей мнит свои действия оправданными, а причиняемое людям зло вполне заслуженным.

Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть плохих людей, равно как и дурными — хороших.

Зло порождает и приумножает зло. Кроме того, оно имеет свойство возвращаться, поэтому одной лишь силой зла не остановишь. Непротивление злу насилием также бесполезно, но привнося добро в саму природу зла, растворяя его изнутри, избавляя от движущих сил — встречной ненависти и безнаказанности, его со временем возможно победить совсем.

Не сеющие благо, этим поощряют зло.

В мире людей добра и зла не существует в чистом виде. Даже добрейший и честнейший человек может по недоразумению или в порыве гнева совершить какую-нибудь низость, о которой потом сожалеет всю жизнь. Плохие люди тоже совершают иногда хорошие поступки. К сожалению, чаще всего, лишь радея о собственном благе.

Добро — это непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием хорошие поступки.

В сказках добро, после отчаянной борьбы, повсюду побеждает зло. Что же, на то они и сказки. В реальности же чаще все заканчивается наоборот и люди с болью постепенно избавляются от привитых им в детстве при помощи сказок иллюзий.

Истинно добрый человек не видит собственного милосердия.

Люди, как вы прекрасны, когда делаете что-нибудь хорошее! Как отвратительны, когда сознательно творите зло!

Плохое торжествует в нашей жизни чаще и быстрее, чем хорошее, поскольку путь к победе у него короче и помощников побольше.

Нет худа без добра“? Да, это так, но не бывает и добра без худа. (По канве изречения Плиния Старшего)

В мире людей есть масса преступлений, не занесённых в Уголовный кодекс.

Многое из того, что люди приписали дьяволу, было задумано богопротивными людьми и осуществлено ими при помощи наивных и глупцов.

Возможно ли познать добро, не понимая зла? Зло многолико, а людей, запутавшихся в его хитросплетениях и лишь поэтому утративших способность отличать добро от зла, гораздо больше тех, кто любит зло и делает его сознательно.

Люди! Не сейте зло в своих сердцах! С каждым днём оно будет расти внутри вас, толкая от плохого к худшему. Это кончится очень печально, поверьте, поскольку зло это болезнь души, которой, чем сильней болеют, тем всё меньше чувствуют. Всякому злу сопутствует и средство исцеления от него, а потому вы можете избавиться от этого душевного недуга путём движения от зла к добру, от мрака к свету.

Хорошим, добрым человеком нужно быть, а не казаться. Тот, кто не делает дурного лишь из страха перед наказанием или в надежде на вознаграждение, не может быть хорошим. Тот, кто творит добро по убеждению сердца, искренне и бескорыстно, а если и ждёт за свои добрые дела награду в будущем, то только от Всевышнего, — вот, кто по праву может называться добрым человеком.

О ПРАВДЕ И ЛЖИ

Правда меня никогда не обидит, даже если она и горька. Я умею выслушивать горькие истины не обижаясь на тех, кто их мне говорит. Задевает меня лишь обидная несправедливость и явная ложь.

Рюноскэ Акутагава пишет: „Бывает правда, о которой можно рассказать только с помощью лжи“. Я считаю, что правда не может использовать ложь как костыль. По-настоящему правдив лишь тот, кто обладает мужеством видеть все таким, каково оно есть, ведь ложное начало не приводит к верному концу.

То, что истинно в малом — всегда подтвердится в большом. Все, что верно в большом, подтвердит свою истинность в малом.

Маркс писал, что у бедного, мол, своя, правда, а у богатого своя. Я не согласен с этой точкой зрения. Правда всегда одна, все дело в том, что каждый смотрит на нее сквозь призму собственного понимания вещей и личных интересов. А потому и видит только то, что хочет видеть сам.

Умному человеку, ищущему мудрости, не жаль труда и времени, затраченных на то, чтобы извлечь из книг те истины, что не теряют своего значения даже за многие тысячелетия.

Всё, что отмечено печатью истины, не требует каких-то доказательств, существуя само по себе.

Человек любит выгоду больше, чем истину, и ради первой, большинство из нас, обычно жертвует второй.

Ясность и простота — два главных признака и обязательных условия истины, но, к сожалению, из-за переплетения истины и заблуждения, её порой так трудно отыскать среди бесчисленных подобий.

Я твёрдо убеждён, что тот, кто лжёт, всегда теряет больше тех, кого он этим вводит в заблуждение.

Тот, кто любит дурачить людей, поскользнётся на собственной лжи.

Правда и ложь не могут прикрывать друг друга. Это могут правдивая ложь или лживая правда.

Сила правды в неправии лжи, сила лжи в уязвимости правды.

Правда не может быть односторонней и слепой, ложь не бывает безобидной или справедливой.

Истина, обнаруженная собственным мышлением, напоминает острова в безбрежном океане лжи, где есть возможность отдохнуть душой и запастись терпением до следующего раза.

Тот, кто всю жизнь обманывал других, перед смертью поймёт, что обманывал только себя.

Крупицы истины приходят к человеку отовсюду, в разное время и под разными названиями. Вот потому-то многие и принимают ложь за истину.

Кто не желает видеть правды, тот будто выколол себе глаза.

О  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ  ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Никто не бывает настолько хорош, как сам о себе думает, или настолько плох, как об этом злословят его оппоненты. В таких вопросах истина всегда лежит посередине, о чем, конечно, забывать нельзя, поскольку тот, кто видит в людях только отрицательную сторону, ни в коем случае не может притязать на объективность.

Ненависть не приносит людям ничего, кроме ответной ненависти.

Прежде чем кого-либо за что-то осуждать, порядочному, искреннему человеку пристало вспомнить, а не поступал ли он и сам когда-нибудь подобным образом по заблуждению или по воле неблагоприятных обстоятельств.

Откровенность хороша тогда, когда она взаимна.

Очень многому в жизни человек научается сам, без родителей, учителей и наставников.

Я не воспринимаю тех людей, которые заботятся лишь только о самих себе.

Всем приходится сталкиваться с несправедливостью, но лишь немногие способны перед нею устоять.

Кто держится надменно с окружающими, тот сеет терния на собственном пути. Продолжением наглых речей часто служат предсмертные хрипы.

Умение ладить с людьми, — как это жизненно важно!

Не доверяю людям, признающим истиной лишь только собственные убеждения и ни на грош не уважающим чужих.

Самый короткий и надежный путь испортить отношения со многими людьми — рассказать им всю правду о них.

Труднее всего хранить признательность такому благодетелю, который чередует оказание больших благодеяний с нанесением мелких обид, ибо при нанесении крупных о признательности речи нет вообще.

Мало кто уделяет должное внимание науке человеческих взаимоотношений, проверенной и подтверждённой поколениями, оттого жизнь столь многих людей и печальна.

Умное слово, сказанное к месту мягким тоном, нередко действенней, чем все дипломатические ухищрения. То же самое и в отношении жёсткого тона.

Кто не умеет возвращать себя себе, тот рискует себя потерять.

О  МИРЕ  И  ВОЙНЕ

Много веков потребовалось людям, чтобы хотя бы на словах признать, что жизнь других имеет ту же ценность, что их собственная жизнь. На практике же, по большому счету, все остается как и было прежде: если нужно в своих интересах пожертвовать жизнью других, они делают это легко, без зазрения совести и колебаний, однако сильно возмущаются, когда другие запросто распоряжаются их собственными жизнями.

С войны порой не возвращаются и в переносном смысле. Я знаю множество таких людей.

Быть защитником, воином, это мужская работа и она не для хлюпиков и болтунов. Воину не страшно отдать жизнь за Родину, если у него есть такая Родина, за которую не страшно отдать свою жизнь. Правитель, посылающий солдат и офицеров на несправедливую войну лишает воинов их законного права явить свою доблесть, сражаясь за правое дело.

Одно из худших бедствий человечества заключено в войне. Стремление решать проблемы с помощью кровопролития недостойно разумных существ, каковыми являются люди. Мир лучше войн, какие бы мотивы не стояли за его установлением, хотя его порой вести труднее, чем войну.

Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел.

Люди из века в век переживают ужасы войны лишь потому что не желают чувствовать чужую боль. Так, к сожалению, будет продолжаться до тех пор, пока мы не исторгнем ненависть и алчность из своих сердец.

Война обычно начинается задолго до того, как грянет первый выстрел и завершается гораздо раньше, чем умолкнут пушки.

Войны, которые так часто вспыхивают на планете, есть порождение деспотизма и бесчеловечности по отношению к другому человеку. На протяжении всей своей истории, люди громко кричат о желании мира, но большинство из них при этом столь покорны, что идут умирать на любую войну, на какую бы их не погнали.

Разоружения, прежде всего, необходимо добиваться в человеческих мозгах, ибо в людей стреляют люди, а не пушки. Эти последние всего лишь инструмент убийства.

Прежде чем передёрнуть затвор, хорошенько задумайся, воин! Может быть, ты тем самым стреляешь в себя или в собственных близких? Может, тебе внушили, что: „во имя жизни“ снова нужно убивать? Помни, дорога к миру во всём мире попросту не может пролегать через войну!

Высшее человеколюбие обычно проявляется в чистосердечном миротворчестве.

О  ЖИЗНИ  И  СМЕРТИ

Чем ближе смерть — тем драгоценней жизнь. Наш приход в этот мир и уход из него есть центральный вопрос бытия, налагающий свой отпечаток на все остальное.

Кто живет в чрезмерном страхе перед смертью, тот уже как бы заживо завернут в саван, но что пользы бояться того, от чего все равно не уйти?

В часы страданий многие из нас завидуют умершим, но, справившись с бедой, люди опять со страхом думают о смерти.

Очень много людей умирают, за всю свою долгую жизнь не сказав ни единого умного слова и не совершив ни единого по-настоящему доброго дела. И при этом они еще сетуют на кратковременность жизни!

Жизнь чересчур сложна, чтобы иметь простое объяснение, ведь это нечто большее, чем противоположность смерти. В свою очередь, смерть существует совсем не напрасно и достаточно часто бывала полезна для жизни.

Как же много людей погубило себя, ради глупой забавы подвергнув опасности жизнь, напрочь забыв о том, что этот мир — лишь преходящее прибежище и что они всегда живут на волосок от смерти.

В человеческой жизни все случается когда-то в первый, а когда-нибудь в последний раз. Такова наша участь.

О, юные! Смерть существует не за тем, чтобы бросать ей вызов всякий раз, когда кому-то захотелось испытать себя на храбрость! Жизнь и без этого не раз доставит вам подобную возможность. Не играйте со смертью, иначе она равнодушно возьмёт вашу жизнь. Не зовите её, когда вам отчего-то не хочется жить, потому что она не придёт. Бытие вам дано не за тем, чтобы попусту им рисковать, а за тем, чтобы вы насладились полезной и праведной жизнью. Сама же смерть считает храбрым лишь того, кто, прожив интересную жизнь, утомлённый годами, без страха встречает её, как и всё неизбежное.

Из всех существ на свете, только человек имеет шанс немного омрачить победу смерти, уносящей всё живущее в небытие.

Живущие заслуживают столь же уважительного отношения к себе, какого сами удостаивают мёртвых.

Пути людей порой пересекаются и после смерти.

ПОНЕМНОГУ  О  РАЗНОМ

Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае не сразу.

Если хочешь добиться чего-нибудь путного — действуй!

Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Кто может убедительно, красиво и толково выступать, тот обязательно найдет свою аудиторию.

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.

Я не обязан защищать от критики чье-либо мнение, с которым тоже не согласен.

Обычно я не в силах удержаться от улыбки, глядя на тех, кто мнит себя философом лишь потому, что изъясняется на чересчур заумном языке, считая его признаком глубокомыслия, недоступного уразумению толпы.

Время столь быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно.

Кто видит счастье в обретении материальных благ, те никогда не смогут стать по-настоящему счастливыми.

Как мало человеку надо, чтобы жить счастливо! Поэтому, не сотвори себе нужды.

Довольно часто мы страдаем по своей вине. Человеку, который не хочет страдать, прежде всего не нужно совершать поступков, приближающих страдание.

Человечество тянется к звездам, иногда забывая о том, что стоит по колено в грязи.

Люди не ведают имен наиболее выдающихся актеров, ибо играть на сцене много легче, чем в реальной жизни.

Все преступления сначала зреют в головах людей и лишь только потом воплощаются в жизнь. Невидимая грань, которую переступает человек, решившись встать на этот путь, пролегает именно там.

Все на свете чувствительны к лести. Сама же лесть тонка и действенна настолько, насколько совпадает с тем, что люди сами о себе думают и как себя оценивают.

Форма это всегда немного содержание содержание, а содержание всегда в какой-то мере форма.

Тот, кто меняет сущность целого, тот неизбежно изменяет сущность составляющих его вещей.

Природа может обойтись без человека. Он без неё — нет.

Большая часть происходящего на свете находится за гранью понимания большинства людей.

Отсутствие еды ещё не повод для отмены обеденного перерыва.

Шекспир был не единственным, задавшим человечеству головоломную загадку авторства. Вот, например, поэт Омар Хайям. Если вы почитаете стихи, подписанные этим именем, то перед вами предстаёт циничный богохульник, горький пьяница и, вообще, недостойная личность. А если спросите о нём иранских мусульман, то вы услышите, что это был мудрец, талантливый учёный и благочестивый человек. Я много лет пытался разобраться с этим делом, но, честно говоря, так и не смог понять, какой из этих двух Хайямов настоящий.

Верх красноречия — это умение всё высказать без слов.

Важная часть искусства дипломатии заключена в умении зевать, не раскрывая рта.

Любовь и ненависть приходят лишь к тому, кто их зовёт.

Быть пассивным легко, но бессмысленно.

Больно видеть на свете так много хороших людей, утопающих в чёрном болоте беды.

Самое правильное поведение в отношении умных и сильных людей, на какое-то время вступивших в период душевных невзгод, — просто оставить их в покое, ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы в состояние им оказать.

Как приятно вернуться в своё полушарие! (Сказано после посещения США)

Сколько на свете городов — столько и градоначальников. Они есть даже в городах без жителей.

Если правило без исключения, значит, это не правило, а исключение. Исключение, раз повторившись, становится правилом.

Нет никакого тайного ключа к успеху. Все причины успеха лежат на поверхности.

Принять решение, — значит почувствовать в себе способность к действию.

Явь всегда далека от желаемого.

Реализация женского начала обычно требует мужской инициации.

Берегите хотя бы остатки здоровья! Их, в принципе, хватит надолго.

Всё бессердечное бесчувственно, а всё бесчувственное бессердечно.

Всё должно принести свою пользу.

Дейл Карнеги сказал: „Отдыхайте ещё до того, как возникнет чувство усталости“. Это верный совет. И лечитесь ещё до того, как постигнет недуг, поддержанием здравого образа жизни. Ешьте вкусно, но в меру, сообразно затраченным вами усилиям. Несмотря на обилие модных диет, самоограничение в количестве еды — самый надёжный способ избежать избыточного веса.

Если в твоём арыке радостно журчит вода, значит, никто не воспрепятствовал ей в этом выше по течению.

То, что наскальные рисунки первобытных живописцев всё ещё не утратили художественной ценности, явственно ощущается на фоне той мазни, которой нынешние бизнесмены украшают свои офисы.

НЕМНОГО  О  СЕБЕ

Нет ничего, что в большей мере привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли.

Нет во мне никакого притворства и не пытаюсь я изображать перед людьми того, чего нет в моем сердце, ибо считаю это ниже своего достоинства.

Я не властолюбивый человек. Меня интересуют вовсе не вершины власти, а горизонты знаний и просторы мысли.

Главным моим желанием является увидеть человечество преображенным к лучшему, отринувшим неравенство и угнетение, одолевшим враждебность, невежество и суеверия, а также осознавшим подлинную ценность знаний и сокровищ духа.


 


^ К началу страницы ^
 
<< Предыдущий автор        На главную страницу        Следующий автор >>

 

Работа над сайтом продолжается.
Отзывы и замечания можно высказатьпо адресу:
zemlyan@mail.ru  или  оставив запись  в  гостевой книге.
 
aforism.chat.ru