О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
Учитель — в высоком смысле — не столько кладовая знаний, сколько кладезь мудрости.
Хотя учитель не учит способностям, он обязан открывать таланты.
Самое трудное в воспитании — расти вместе с тем, кого растишь.
Без любви даже доброй собаки не воспитаешь.
Тяжёлое слово может придавить, убедить — лишь весомое.
Не скупитесь на заслуженную похвалу, если не хотите иссушить сердце.
Воспитать — значит помочь выработать через активные поступки хорошие привычки.
Какой бы предмет ни преподавал учитель, ему следует помнить: педагог учит правильно жить.
Если твой ученик научил чему-то тебя самого, ты обязан сказать ему об этом, ибо каждый ученик в глубине души мечтает учить.
Благородство приходит с годами — по мере преодоления юношеского отвращения ко всему, что зовётся долгом.
Высший вид любви — стремление исполнить долг, однако в этот предмет не влюбляются с первого взгляда.
Сколько великих дел угасло вместе с мыслью их творцов — из-за безмерной боязни не с того конца начать.
Избегай бездельников!
Уходя, подумай о том, зачем ты приходил.
Носи звезду во лбу, чтобы тебя не искали днём с фонарём.
Полюби правду — и тебя непременно хороший человек полюбит.
Чем более ленив и безразличен к жизни человек, тем меньше принадлежит ему в жизни.
Кто не думает о смысле жизни, тот непременно поплывёт по её течению.
Сколько талантов споткнулось на пороге мастерства лишь потому, что не хватило скромности до конца пройти ученический искус.
Добрые дела растут из хороших мыслей, а хорошие мысли — из добрых дел.
Хорошо, когда у человека много желаний, плохо, если они подменяют цель.
Следи за своим расположением духа, чтобы оно не задевало окружающих.
Без привычек не обойтись, но жалок тот, кем руководят лишь привычки.
Идеального человека, как и идеальную прямую, можно представить лишь мысленно.
Не вступай в спор, если не умеешь слушать.
Нет цельного человека без заветной цели.
Зрелым можно стать и в юности — если найдёшь своё лицо.
Стоит обстоятельствам потеснить нас — и мы, увы, можем вступить на путь, уводящий нас от самих себя.
О человеке судят не только по тому, что он сделал или может сделать, но и по тому, что он органически не способен сделать.
Ещё никому не удавалось приобрести прочные знания без удовольствия.
Важнейшая задача учителя — развеять в ученике рассеянность.
Кто смолоду вянет, тот цветущим стариком не станет.
Ничто так не активизирует человека, как устойчивое убеждение.
Познать самого себя значит осознать, что в тебе помогает движению к жизненной цели и что мешает.
Слабовольный человек может быть в прекрасных отношениях с людьми, но он постоянно в разладе с самим собой.
Не забывай, что за тучей, как бы она ни была темна, светлое небо.
Первая обязанность человека — быть рассудительным и сдержанным.
Удивительно радостной станет жизнь, когда каждый человек будет искренне радоваться радости каждого знакомого.
Нет прочного знания без постижения истории познаваемого.
Правильно человек видит лишь при помощи чужих глаз — усвоенного прошлого.
Развивай не столько память, сколько способность к творческому воображению: большая память нередко гнездится в маленьких головах.
Ничто так не портит нервов, как суета сует.
Быть самим собой так трудно, что иным это и в голову не приходит.
Не достичь благородной цели воровским путём!
Слабовольный превращается в крест, который вынуждены нести его ближние.
Лишь тогда уходи в себя, когда это не причиняет неудобства окружающим.
Чтобы не потерять чувства юмора, учителю нужно дозировать учительный тон.
Должна быть главная цель, которую человек преследует систематически.
Звонок, возвещающий о конце урока, должен быть неожиданным для ученика.
Учителю надо выработать красивую походку — чтобы за ним хотелось идти.
Если хочешь быть счастливым, не требуй от окружающих, чтобы они из кожи лезли, стараясь дать тебе счастье.
Если вы хотите облагородить человека, отнеситесь к нему лучше, чем он того заслуживает.
Доброе и тем сродни прекрасному, что одобряется нормальными людьми.
В злости и умный похож на глупца.
Человек, уста которого не раскрываются для похвалы, сам не достоин доброго слова.
Юноша не думает о своей старости и всё же своими руками творит её жалкую или завидную.
Жажда обогнать всех исключает побуждение подать руку упавшему.
Добро и тем отличается от зла, что в нём не раскаиваются.
Лишь душевно красивый замечает прекрасное.
Верь, что ты много можешь, тогда многое станет возможным.
Чтобы отстающий поверил в свои силы, ему надо помочь хотя бы на миг обогнать других.
Нелюбимый учитель может дать ученику знания, но он не в силах воспитать его.
Ботаник, который ни разу не вывел учеников за пределы классной комнаты, в чём-то сродни инфузории.
Первая задача воспитателя на примере вселить в ученика уверенность в своих силах.
Сильные дозы помощи противопоказаны: альтруист может породить убеждённого эгоиста.
Посеянные знания лишь тогда густо взойдут, когда их сеют не только на хорошую почву, но и с добрым чувством.
Обогативший культуру хорошим воспитанием сына по одному этому имеет право на звание культурного человека.
Главная цель нравственного воспитания научить уравновешенности.
Когда у прилежного ученика начинает перевешивать голова, ему для развития ног надо бросить в руки мяч.
Жить надо так, чтобы у молодого человека, смотрящего в жизнь широко раскрытыми глазами, не было повода закрывать их.
Жёстким и непримиримым следует быть лишь с самим собой преодолевая лень.
Суди о человеке и по тому, что он сам о себе думает: свои возможности он ощущает, даже если они пока не проявляются.
У бесхарактерных отцов редко вырастают сыновья с характером.
Мало показать ученику истину, надо, чтобы он её вкусил.
Несправедливый теряет душевную безмятежность и уже потому не может быть счастливым.
Никому не может быть другом тот, кто не друг самому себе.
Кто анализирует, не думая о синтезе, тот разбирает, не умея собрать.
Чтобы почувствовать, что ты прямо стоишь на земле, отрасти хотя бы небольшие крылья.
Не беден человек, сохранивший человеческое достоинство.
Счастье это такое состояние, когда счастливы близкие тебе.
Можно искренне заблуждаться, но ложное никогда не бывает следствием искренности.
Не расстраивайся, если кто-то уже делает то, что жаждешь сделать ты: у тебя есть все шансы сделать не совсем то.
Чем больше живёт человек, тем большей частицей мира он становится.
Умный воспитанный человек делает правильный вывод и в новых для него обстоятельствах настолько у него развито чувство истины.
Не напрасно жил тот, кому хоть в чём-то удалось изменить к лучшему умственную жизнь своего ближнего.
Не рождаясь с великой душой, человек может породить её в себе, если поставит перед собой великую цель.
Каждый в силах облагородить своё время хотя бы немного, хотя бы путём собственного совершенствования.
Избегайте крайностей они стремятся перейти в абсурд.
Уподобляйтесь колодцу: накопляя, отдавай?
Лишь весьма воспитанный человек приступает к самовоспитанию.
Человек может не знать кодекса законов, но нравственный закон, оставаясь человеком, он не может не знать.
От инстинктов человек освобождался в течение тысячелетий. Пройдут века и люди выработают всеобщий инстинкт добра и справедливости.
О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Справедливый стыдится как содеянного плохого, так и несделанного хорошего.
Истинное выражение глаз, как и застарелую привычку, надолго не скроешь.
Обаятельный даже для решительного нет! найдёт мягкий полутон.
Есть люди, которые носят с собой праздник и передают людям праздничность во взгляде, даже мимолётном.
Хороший человек стремится не поймать счастье, а стать достойным счастья.
Добро лишь тогда добро, когда оно своевременно зло же всегда зло.
С детства тянитесь к добру, иначе вас может затянуть зло.
Любой человек велик, кроме низкого!